Ученые утверждают, что воздух в автомобилях заполнен микропластиком (МП), что делает их основным источником ежедневного загрязнения воздуха внутри помещений.
Согласно исследованиям, взрослые ежедневно вдыхают около 68 000 частиц микропластика только из воздуха в помещении, что эквивалентно примерно трём-четырём частицам за один вдох. Учёные утверждают, что это количество примерно в 100 раз превышает предыдущие оценки, основанные на более крупных частицах.
Французские исследователи сделали это поразительное открытие, используя передовые методы обнаружения, позволяющие обнаружить фрагменты пластика, невидимые в предыдущих исследованиях. В отличие от предыдущих работ, которые позволяли идентифицировать только частицы размером более 10 микрометров, данное исследование было сосредоточено на мельчайших фрагментах размером всего от 1 до 10 микрометров, что примерно в 10 раз тоньше человеческого волоса.
«Влияние вдыхания МП на здоровье может быть более существенным, чем мы думаем», — написала исследовательская группа в своей статье.
Это связано с тем, что частицы такого размера способны проникать в самые глубокие отделы лёгких, попадать в кровоток и потенциально достигать жизненно важных органов. Особенно тревожными оказались концентрации в салонах автомобилей, где они более чем в 4 раза превышали показатели, зафиксированные исследователями в квартирах.
Как ученые обнаружили эти невидимые частицы?
Микропластик образуется при разложении крупных пластиковых предметов, таких как бутылки, пакеты и текстильные изделия. Хотя загрязнение океанов и рек хорошо известно, обнаружение этих фрагментов в воздухе помещений представляет собой сложную задачу. Термин «микропластик» относится к пластиковым частицам размером от 1 мкм до 5 мм.
Исследовательская группа из французского Института геологии и экологии Тулузы использовала метод рамановской спектроскопии для идентификации и подсчёта этих почти невидимых частиц. Этот метод позволяет обнаруживать фрагменты пластика размером до 1 микрометра, что является значительным шагом вперёд по сравнению со стандартным подходом, улавливающим лишь частицы в 10–20 раз крупнее.
Исследователи собрали пробы воздуха из трёх квартир в Тулузе, Франция, и из двух разных автомобилей во время различных поездок. Процесс оказался невероятно трудоёмким. Анализ всего одного квадратного миллиметра фильтра потребовал 14 часов сбора спектров и дал около 3600 показаний отдельных частиц. Благодаря такому интенсивному подходу команда смогла изучить всего 16 образцов, но результаты предоставили беспрецедентную детализацию данных о мельчайших частицах пластика в воздухе помещений.
Анализ выявил 10 различных типов пластиковых полимеров, летающих в воздухе помещений. В жилых домах преобладал полиэтилен (пластик, используемый для производства сумок и контейнеров для еды), составлявший 76% всех обнаруженных частиц. Почти все обнаруженные частицы (97%) представляли собой фрагменты неправильной формы, а не волокна, а подавляющее большинство (94%) имели размер от 1 до 10 микрометров.
Почему микропластиковые частицы более опасны?
Частицы размером более 10 микрометров обычно задерживаются в верхних дыхательных путях и выводятся при кашле или глотании. Однако фрагменты размером 1–10 микрометров могут обойти эту защиту и оседать глубоко в лёгочной ткани.
Проблемы со здоровьем выходят за рамки физического присутствия пластиковых частиц. Эти фрагменты часто содержат токсичные химические добавки и могут поглощать вредные загрязнители из окружающей среды. Попадая в ткани организма, они могут выделять эти химические вещества, что может нарушить гормональную функцию и повысить риск развития рака.
Исследования профессиональной деятельности уже задокументировали серьёзные проблемы со здоровьем у рабочих, подвергающихся воздействию высоких концентраций пластиковых частиц в воздухе. Например, у работников текстильной промышленности уровень заболеваемости раком лёгких в 3 раза превышает норму , особенно у тех, кто работает с синтетическими волокнами, такими как нейлон.
Даже более крупные частицы, попадающие в дыхательные пути, способствуют воздействию пластика косвенным путём. Эти частицы выводятся естественными механизмами самоочищения организма и затем проглатываются, что приводит к желудочно-кишечному воздействию. Исследователи полагают, что этот косвенный путь может превышать текущие оценки потребления микропластика с пищей и напитками.
В салонах автомобилей образуются очаги скопления микропластика
Салоны автомобилей оказались особенно интенсивными источниками воздействия пластиковых частиц: в пробах воздуха было обнаружено 2238 частиц на кубический метр, в то время как в жилых помещениях их содержание составляло 528 частиц на кубический метр. Замкнутые пространства содержат множество синтетических материалов, которые постоянно выделяют микроскопические частицы из-за износа, перепадов температур и воздействия ультрафиолетового излучения.
Полиамид и полиэтилен (распространённые материалы, используемые в обивке и элементах интерьера автомобилей) преобладали среди пластиковых частиц, обнаруженных в пробах воздуха в автомобилях. В автомобилях наблюдалась иная картина загрязнения, чем в жилых домах: лидирующие позиции в загрязнении заняли полиамид (25%) и другие материалы интерьера, например, пластик приборной панели, а не полиэтилен, который доминировал в воздухе жилых домов.
Постоянная вибрация, колебания температуры и физический износ во время вождения, по-видимому, ускоряют распад этих материалов на вдыхаемые частицы. Согласно исследованию, поскольку жители развитых стран проводят в транспортных средствах около 5% своего времени, это концентрированное воздействие представляет собой значительный источник ежедневного вдыхания микропластика.
Что показывают исследования о глобальном воздействии
Сравнение результатов с другими опубликованными исследованиями качества воздуха в помещениях показало поразительную согласованность. Несмотря на различия в методах и местах проведения, исследования, проведенные по всему миру, выявили схожие закономерности распределения микропластика, что указывает на глобальное явление, а не на отдельные инциденты.
Учёным ещё предстоит провести прямые измерения мельчайших частиц (нанопластика размером менее 1 микрометра), чтобы составить полную картину воздействия. Математические модели исследования показывают, что количество этих мельчайших фрагментов может исчисляться миллионами на кубический метр воздуха, что представляет собой потенциально огромное ежедневное воздействие.
В будущих исследованиях необходимо изучить, как такие факторы, как вентиляция, методы уборки, строительные материалы и деятельность человека, влияют на концентрацию микропластика в помещениях. Понимание этих факторов может помочь в разработке стратегий снижения уровня воздействия.
Учитывая, что около 90% своего времени люди проводят в помещении, исследование подчеркивает актуальный вопрос: какое количество пластика может безопасно переносить наш организм?
Оригинал статьи можно прочитать здесь.
Больше информации о самых интересных научных открытиях и удивительных исторических фактах читайте на нашем сайте «Совятня».
Интересные новости, советы по здоровью, ответы на популярные вопросы и цитаты великих ученых ищите в Telegram.