Влияние витаминов группы B на здоровье и болезни

Влияние витаминов группы B на здоровье

Восемь основных питательных веществ составляют набор витаминов группы B, также известный как комплекс витаминов группы B.

Исследователи из Университета Тафтса и других организаций обнаружили, что эти витамины группы B влияют на широкий спектр здоровья и заболеваний человека, включая когнитивные функции, здоровье сердечно-сосудистой системы, восстановление после желудочного шунтирования, дефекты нервной трубки и даже рак.

«Сложно изучать витамины группы B изолированно», — говорит гастроэнтеролог Джоэл Мейсон, старший научный сотрудник Центра исследований питания и старения имени Джин Майер Министерства сельского хозяйства США (HNRCA) и профессор Школы науки и политики в области питания имени Джеральда Дж. и Дороти Р. Фридман и Медицинской школы Университета Тафтса. «Четыре из этих витаминов группы B взаимодействуют в качестве кофакторов во многих важнейших процессах в клетках, участвуя в так называемом „одноуглеродном метаболизме“».

Одноуглеродный метаболизм представляет собой серию путей, обеспечивающих перенос одноуглеродных фрагментов в клетки для таких важных процессов, как синтез ДНК, метаболизм аминокислот и других. Именно их роль во всех этих важнейших биологических функциях делает витамины группы B столь важными и столь сложным для понимания их положительного и, возможно, отрицательного влияния на здоровье человека.

Мейсон и еще два исследователя, посвятившие свою карьеру изучению одного или нескольких витаминов группы B, объясняют, что нам на данный момент известно о том, как пять наиболее изученных витаминов группы B влияют на когнитивные функции и здоровье сердечно-сосудистой системы или улучшают их.

Когнитивное здоровье, витамин B12 и фолиевая кислота

Одним из наиболее активных направлений исследований витаминов группы B является когнитивное здоровье. По словам Мейсона, к 75–80 годам у 40% людей снижается способность усваивать витамин B12 из пищи. Этот дефицит приводит к ухудшению состояния нервной системы, особенно позвоночника и головного мозга, что может повышать риск развития деменции у пожилых людей.

На протяжении десятилетий врачи и исследователи считали, что измерение уровня витамина B12 в плазме достаточно точно для определения необходимости его приема. Однако, по словам Мейсона, хотя у многих пожилых людей уровень B12 может находиться в диапазоне «низких или нормальных», у них одновременно развиваются неврологические нарушения, связанные с дефицитом витамина B12.

«Вклад дефицита витамина B12 в снижение когнитивных способностей и сосудистые заболевания, которые приводят ко многим случаям деменции, недостаточно диагностируется и освещается», – говорит Ирвин Х. Розенберг, почетный профессор Университета имени Жана Майера, Университет Тафтса. «Возрастное снижение когнитивных функций — это не только болезнь Альцгеймера. Мы объединили множество видов мозговой дисфункции под одним названием. И при этом мы упустили из виду, насколько важны кровеносные сосуды — и, как следствие, питание — для сохранения функции мозга».

Патология болезни Альцгеймера характеризуется аномальным накоплением двух белков в мозге — амилоида и тау, которые слипаются, образуя бляшки и клубки, которые, как считается, нарушают функцию клеток мозга.

Однако Розенберг утверждает, что цереброваскулярные заболевания и заболевания мелких сосудов, которые в некоторых случаях связаны с дефицитом витамина B, чаще встречаются при когнитивных нарушениях и деменции, чем накопление вредных белков в мозге, которое было предметом многочисленных исследований и разработки лекарств для лечения болезни Альцгеймера. Лечение препаратами, предназначенными для борьбы с накоплением белков, не будет эффективным, если причиной симптомов деменции является дефицит витамина B12.

Поэтому крайне важно провести тестирование, чтобы определить, могут ли когнитивные нарушения и симптомы деменции быть вызваны дефицитом витамина B12 , говорит он.

«Тесты на витамин B12 измеряют весь уровень витамина B12 в вашем организме, даже несмотря на то, что около 80% его находится в неактивном состоянии», — говорит Поль Жак, старший научный сотрудник HNRCA и профессор Школы диетологии и политики имени Фридмана.

Для точного определения дефицита витамина B12 требуются два дополнительных анализа. Один из них, называемый тестом на ММА, измеряет уровень метималоновой кислоты — кислоты, вырабатываемой в ходе определённых этапов метаболизма, требующих достаточного количества витамина B12 .

«Он может быть повышен даже при лёгком дефиците витамина B12 , что указывает на потенциально более высокий риск развития деменции», — говорит Жак.

Второй анализ измеряет уровень аминокислоты гомоцистеина, которая также является побочным продуктом метаболизма, требующего витамина B12. Если повышен только уровень гомоцистеина, проблема может быть связана с дефицитом фолиевой кислоты. Если повышены и уровень ММА, и гомоцистеина, вероятно, причиной является дефицит витамина B12.

Если у пациента наблюдаются неврологические проблемы или признаки деменции, проведение всех трех тестов позволит сузить круг возможных причин дефицита витамина группы В и определить, какой именно витамин группы В является дефицитом.

«В отличие от изменений, которые мы не можем наблюдать у пациентов, получающих дорогостоящие антиамилоидные препараты для лечения болезни Альцгеймера, есть данные, что на довольно ранних стадиях снижения когнитивных функций мы можем замедлить этот процесс, если его основной причиной является повышенный уровень гомоцистеина или дефицит витамина B12» , — говорит Розенберг. «Я рекомендую пациентам, независимо от наличия анемии, проходить скрининг на повышенный уровень гомоцистеина или дефицит витамина B12, поскольку это может быть одним из обратимых факторов снижения когнитивных функций».

Эта теория не нова. Двадцать лет назад такие исследования, как Фрамингемское исследование сердца, показали, что повышенный уровень гомоцистеина предсказывает атрофию мозга и повышенный риск развития деменции. Более поздние исследования, такие как VITACOG и FACT, показали, что добавки витамина B могут замедлить атрофию мозга и улучшить когнитивные функции у людей из группы риска.

«Необходимо огромное количество просветительской работы по этому вопросу», — говорит Розенберг. «Мы надеемся убедить кардиологов, неврологов и терапевтов измерять уровень витамина B12 и гомоцистеина при оценке когнитивных нарушений. Даже скромный эффект от витаминов, которые стоят копейки в день, может быть очень значимым для тех, кому они пойдут на пользу, особенно если сравнивать витаминные добавки с дорогостоящими препаратами, которые привлекают гораздо больше внимания, но могут иметь такой же или даже меньший эффект».

B12 и деменция

В настоящее время Жак и его коллеги проводят исследование, в котором используются данные примерно 2500 взрослых людей среднего и пожилого возраста, участвовавших в Фрамингемском исследовании сердца. Все они не страдали деменцией в 1990-х годах и все они проходили тестирование на витамин B12, ММА и гомоцистеин в течение последних 20+ лет.

«Риск развития деменции и поздней стадии болезни Альцгеймера начинает увеличиваться в возрасте 75 лет и старше, но данные свидетельствуют о том, что некоторые патологические изменения, связанные с деменцией и болезнью Альцгеймера, могут начать развиваться за 20+ лет до появления клинических симптомов и постановки диагноза», — говорит Жак. «Это исследование должно дать нам чёткое представление о том, связан ли витамин B12 со снижением когнитивных способностей и деменцией. Если это так, то, надеюсь, мы сможем разработать простое и недорогое вмешательство, которое можно будет начать за несколько лет до наступления серьёзного ущерба».

Жак также изучает роль фолиевой кислоты (B9 ) в развитии когнитивных проблем, в частности, влияние высоких уровней фолиевой кислоты на B12 и когнитивное здоровье.

В 1950-х годах людей с анемией лечили фолиевой кислотой, синтетической формой фолата. К сожалению, стало ясно, что, хотя фармацевтическое лечение фолиевой кислотой облегчало анемию, оно часто маскировало или усугубляло дефицит витамина B12.

«Учёные заметили, что у людей с низким содержанием витамина B12 и высоким содержанием фолиевой кислоты, как правило, наблюдались когнитивные нарушения», — говорит Жак.

Более поздние исследования показали, что фолиевая кислота может влиять не на общую концентрацию витамина B12, а, возможно, только на один компонент, holoTC, который является формой витамина B12, имеющей решающее значение для транспортировки и использования B12 в клетках и считающейся потенциально лучшим индикатором уровня витамина B12.

Жак и его коллеги проводят два исследования, чтобы проанализировать эти вопросы.

«В первом исследовании, посвященном витамину B и старению мозга, мы рассмотрим влияние высокого уровня фолиевой кислоты на взаимосвязь между витамином B12 и когнитивным здоровьем. Второе исследование, которое мы проводим совместно с Ратгерским университетом, будет посвящено изучению влияния высокого уровня фолиевой кислоты в крови на две формы витамина B12 –holoTC и несвязанный кобаламин».

Сердечно-сосудистые заболевания, холестерин и инсульт

Витамины группы В также вызвали интерес у исследователей из-за их возможной роли в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта, однако до сих пор их применение в клинической практике остается ограниченным.

В начале 2000-х годов учёные обнаружили, что рибофлавин (витамин B2 ) может очень эффективно снижать артериальное давление. Считается, что рибофлавин улучшает биохимическую реакцию, опосредованную геном MTHFR (метилентетрагидрофолатредуктаза), который помогает организму использовать фолат. Однако рибофлавин эффективен в снижении артериального давления только у пациентов с генотипом MTHFR 677 TT.

Витамины B6, B12 и фолат помогают организму избавиться от гомоцистеина, избыток которого связывали с повышенным риском инфарктов и инсультов, а также деменции. Однако ряд клинических исследований, проведённых в 1980-х годах, показал, что приём витаминов B6 , B12 и фолата не снижает частоту инфарктов, но немного снижает риск инсультов.

Ниацин (витамин B3) может снижать уровень ЛПНП (так называемого «плохого холестерина») и повышать уровень ЛПВП (так называемого «хорошего холестерина»).

«Но его приходится принимать в таких больших дозах, что он часто вызывает очень неприятные приливы, например, жар», — говорит Мейсон. «Люди часто не переносят его, и существуют другие препараты, снижающие уровень ЛПНП в крови, но не имеющие столь неприятных побочных эффектов».

Хроническое воспаление и B 6

Возможно, наиболее многообещающей в будущем является роль витамина B6 в сдерживании воспаления, которое было определено как основная черта многих хронических заболеваний: от болезней сердца и диабета до артрита и деменции.

Ряд исследований на животных, а также некоторые исследования на людях, показывают, что дополнительный приём витамина B6 может уменьшить воспаление.

«Опять же, речь идёт о приёме витаминов группы B в соответствующей фармацевтической дозировке под наблюдением врача», — предупреждает Мейсон. «В больших дозах витамин B6 может быть токсичен».

Он считает, что за этими исследованиями стоит следить в ближайшие годы.

Оригинал статьи можно прочитать здесь.

Больше информации о самых интересных научных открытиях и удивительных исторических фактах читайте на нашем сайте «Совятня».

Интересные новости, советы по здоровью, ответы на популярные вопросы и цитаты великих ученых ищите в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *