Почему мы на самом деле краснеем?

Почему мы на самом деле краснеем?

Неконтролируемое, но предсказуемое покраснение может быть мучением, когда мы чувствуем себя униженными, пристыженными или просто неловкими.

Новое исследование предполагает, что основной причиной покраснения является скорее обостренное чувство самосознания, ощущение того, что нас видят или подвергают опасности, а не какие-то когнитивные вычисления того, что о нас думают другие люди.

Полезно знать, спасибо группе из 40 подростков и 20-летних, которых заставили смотреть видео, где они поют караоке, лежа в аппарате МРТ. Хотя наличие дополнительных доказательств связи между покраснением и самосознанием не обязательно означает, что мы можем остановить это.

В 1872 году Чарльз Дарвин метко описал покраснение как «самое странное и самое человеческое из всех выражений». Оно только усиливается, когда кто-то указывает на то, что вы становитесь немного пунцовым, в то время как обвинение в этом акте может заставить вас сделать то же самое, независимо от того, виновны вы или нет.

Объяснения физиологической реакции достаточно просты: прилив крови к лицу, в результате которого краснеют щеки, а иногда также уши, шея, верхняя часть груди и лоб.

Но почему кто-то краснеет, это уже много лет озадачивает людей. Это стыд или смущение из-за неловкой ошибки или то, что может быть заслуженным комплиментом, или чувство выставленности на всеобщее обозрение?

Краснеют ли люди, потому что они внезапно беспокоятся о том, что думают о них другие, и чувствуют себя осужденными? Или это непроизвольная, эмоциональная реакция, которая возникает до того, как у нас появится время все обдумать?

Исследование 2004 года показало, что румянец может быть более интенсивным на одной стороне лица по сравнению с другой — если кто-то смотрит на человека сбоку, пока он поет. Но многие из этих прошлых исследований, как и самое последнее, настолько малы, что нельзя сделать никаких серьезных выводов.

«В то время как бледность, вызванная страхом, объяснима с точки зрения перенаправления кровотока от кожи к скелетным мышцам, менее очевидно, почему смущение из-за определенных видов социальных затруднений должно сопровождаться усилением притока крови к области лица», — писал психолог Рэй Крозье в 2010 году для Британского психологического общества.

В этом новом исследовании Милица Николич, исследователь психологии из Амстердамского университета, и ее коллеги попытались ответить на некоторые из вопросов, связанных с покраснением, с помощью сканирования мозга певцов караоке, которым показывали кадры их самих или других поющих людей.

Удивительно, но лишь в нескольких исследованиях были выявлены закономерности мозговой активности у людей, которых заставили почувствовать смущение или застенчивость, и хотя они отметили физиологические признаки повышенного возбуждения, ни одно из них не измеряло конкретно показатели покраснения.

Николич и коллеги обнаружили, что щеки женщин-добровольцев становились горячее, когда они наблюдали за тем, как поют они сами, а не другие, что не так уж и удивительно.

Функциональная МРТ (фМРТ) мозга оказалась более показательной. Она показала, что покраснение активирует области мозга, отвечающие за эмоциональное возбуждение и внимание, тогда как области, отвечающие за ментализацию — то есть, представление или размышление о своем или чужом поведении, мыслях или намерениях — «явно отсутствовали».

«Эти результаты вносят вклад в продолжающиеся теоретические дискуссии относительно природы румянца и подтверждают идею о том, что социально-когнитивные процессы более высокого порядка могут не быть необходимыми для возникновения румянца», — заключают Николич и коллеги.

Однако группа утверждает, что их результаты следует «интерпретировать с должной осторожностью», поскольку закономерности мозговой активности, связанные с психическими процессами, «такими сложными и всеобъемлющими, как возбуждение, внимание и ментализация, не являются полностью различимыми».

Можно ли повторить эти результаты в более крупной, более разнообразной группе людей — не только среди студенток университета — еще предстоит выяснить. Так называемый кризис репликации преследует психологические исследования уже несколько десятилетий, отчасти отражая типы людей, которых эти исследования склонны набирать в качестве добровольцев.

Оригинал статьи можно прочитать здесь.

Интересные новости, советы по здоровью, ответы на популярные вопросы и цитаты великих ученых ищите в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *