Американский ведущий исследователь времени Джуда Левин объясняет, как было изобретено 29 февраля, чтобы не допустить совпадения главных праздников.
Фактический оборот Земли вокруг Солнца занимает на шесть часов и девять минут больше, чем строгие 365 дней, которые предпочитают наши обычные механизмы планирования. Чтобы синхронизировать мир природы с нашими календарями, мы добавляем високосный день каждые четыре года, 29 февраля — сегодня.
Все это кажется простой хронологической подготовкой, но, по словам Джуды Левина, есть и другие проблемы. Ученый возглавляет проект сетевой синхронизации в отделе времени и частоты Национального института стандартов и технологий (NIST) в Боулдере, штат Колорадо, США. Он один из десятков экспертов по времени во всем мире, которые работают над координацией мировых часов. Поэтому они синхронизированы не только друг с другом, но и с миром природы.
Так все начинается с Юлия Цезаря?
По словам Левина, именно Цезарь ввел в календарь високосный год, с добавлением одного дополнительног дня один раз в 4 года.
Цель заключалась в том, чтобы весеннее равноденствие произошло весной. Ведь весеннее равноденствие во многих обществах ассоциировалось с праздником урожая. Чтобы провести праздник урожая, нужно собрать урожай. Если мы не отмечаем високосный день, праздники урожая сдвигаются ближе к зиме.
То же относится и к христианству. Песах, примерно во времена Иисуса, был праздником урожая, поэтому Песах должен был случиться весной. Его нужно было свободно привязать к равноденствию. Также, как и в случае с Пасхой, отмечает Левин.
Затем в христианской среде високосный день создал проблему по сравнению с Рождеством, поскольку Пасха приближалась к Рождеству. По определению, Пасха приходится на воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Верно. Более серьезная проблема заключается в том, что Рождество — это определенная дата, а Пасха — это переходящий праздник.
В еврейском календаре нет високосного дня, но есть високосный месяц. Это происходит семь раз за 19 лет. Это влияет на еврейский календарь, на все праздники. В Талмуде ведется большая дискуссия о том, как решать, когда делать високосный месяц, и суть этой дискуссии в том, что Песах должен быть праздником урожая.
Затем последовало григорианское исправление. Что это было?
Папой Григорием, чтобы исправить правило Юлия Цезаря, было проведено григорианское исправление, говорит Левин. Со времен Юлия Цезаря до времен папы Григория прошло около 15 веков. В тот момент равноденствие отставало как минимум на 10 дней — чуть меньше дня за столетие. Пасха уже приближалась к лету. Папа Григорий исключил эти 10 дней из календаря и удалил из системы три високосных дня каждые 400 лет. Это внесло небольшую корректировку, чтобы проблема не повторялась.
Идея заключалась в том, чтобы сохранить равноденствие 21 марта плюс-минус день.
Было ли этого достаточно, чтобы провести Песах, Пасху и празднование урожая в желаемое время? По крайней мере, на несколько тысяч лет. Потому что небольшие разницы во времени все равно накапливаются.
«Я уверен, что сейчас идет закругление, и проблема будет через 10 столетий, но, грубо говоря, праздники случаются в нужное время и будут в обозримом будущем», – заявляет Левин.
Что важно понимать сегодня о Високосном дне?
Основная причина внесения изменений — сохранение связи времен года и календаря. Именно поэтому существуют високосные дни.
Оригинал статьи можно прочитать здесь.
Больше интересных фактов и необычных научных открытий читайте на нашем сайте «Совятня».