Круглый год природа изобилует реальными примерами удивительного выживания и даже вечной молодости. А может ли человек попытаться перехитрить смерть?
Природа предоставляет нам множество потрясающих примеров выживания в животном мире: медуза, которая сбрасывает свой жизненный цикл, саламандра, которая проводит всю свою жизнь в личиночном состоянии, тритон, который регенерирует части своих глаз. Некоторые организмы нарушают правила жизни, напоминая нам, что научная истина может быть страннее сверхъестественной легенды.
Эти увлекательные формы жизни говорят о вечной человеческой одержимости: побеге от нашей окончательной судьбы. Можем ли мы, люди, задействовать нашу собственную биологию, чтобы перехитрить смерть?
Клэр Верньо-Гроссе, профессор зоологической медицины на факультете ветеринарной медицины Монреальского университета, помогает нам отделить миф от реальности в мире видов, обладающих, казалось бы, сверхъестественными способностями.
Все дело в простоте
Медуза Turritopsis dohrnii может возвращаться в стадию полипа, свою «детскую» форму, снова и снова, что позволяет ей омолаживаться и жить вечно. Аксолотль, тип саламандры, сохраняет свои ювенильные черты и может размножаться в личиночном состоянии, в котором у него есть жабры. Некоторые рыбы могут отращивать свои плавники, а пауки могут регенерировать ноги. Некоторые морские звезды могут отращивать целый центральный диск всего из одной руки и фрагмента центрального диска. Водные плоские черви, называемые планарийами, обладают неограниченной способностью к регенерации благодаря своим стволовым клеткам.
Что общего у всех этих существ? Это рыбы, земноводные или беспозвоночные — в целом примитивные животные, которые относятся к группе анамниот, животных, не имеющих амниотического мешка на эмбриональной стадии.
У этих видов более простая иммунная система, чем у млекопитающих, которая не запускает сложные воспалительные реакции, ограничивающие образование рубцовой ткани у амниот.
«Им легче регенерировать конечность, потому что, когда их клетки делятся, чтобы реформировать часть тела, нет такого интенсивного иммунного ответа, чтобы заблокировать это», — объяснила Верньо-Гроссе.
Так что эти существа обладают особыми способностями не потому, что они более развиты, чем млекопитающие, а потому, что их иммунная система более терпима. Например, пауки могут отращивать ноги из-за простоты своей анатомии: хитиновой оболочки, заполненной жидкостью (гемолимфой). Во время линьки хитин образует новую ногу, а гемолимфа просто заполняет новое пространство.
Впечатляет, но…
Верньо-Гроссе отметила, что когда у животных отрастают части тела, новая конечность редко бывает идеальной. У аксолотля на регенерированной ноге могут отсутствовать некоторые пальцы, а новый плавник рыбы часто имеет деформированные костные лучи.
«Это маленькие монстры», — пошутила она.
У гекконов, которые могут добровольно сбрасывать хвосты, чтобы спастись от хищников, новый хвост толще исходного. Гекконы могут делать это, объяснила Верньо-Гроссе, потому что у них есть точные точки разрыва в позвонках и стволовые клетки-сателлиты в мышцах. Новый хвост не может снова вырасти, если он сломается, но он сохраняет свою чувствительность и подвижность; регенерация нервов, которую это подразумевает, особенно интригует для исследований.
А как насчет людей?
Могут ли люди извлечь пользу из этих удивительных черт животных или, по крайней мере, черпать из них вдохновение? Существуют ли здесь генетические механизмы, которые могли бы быть полезны для медицины человека? Можем ли мы также победить время?
«Очень сложно применить эти процессы к людям, поскольку млекопитающие — очень сложные организмы», — сказал Верньо-Гроссе. «Чтобы регенерировать конечности, нам нужно подавить иммунную систему, что не всегда желательно для организма в целом. Отторжение трансплантата, при котором новая ткань подвергается атаке иммунной системы, является хорошим примером этого механизма».
Более того, некоторые из упомянутых животных имеют ткани, состоящие в основном из воды и гиалуроновой кислоты, молекулы, которая способствует удержанию воды и эластичности тканей. Косметическая промышленность широко использует ее увлажняющую способность, особенно в «антивозрастных» кремах.
«Но на этом пока все заканчивается», — сказал Верньо-Гроссе. «Стволовые клетки — это бурно развивающаяся область исследований, но мы пока не регенерируем конечности и не имплантируем их, и мы вступаем на территорию, полную этических вопросов».
А пока нам осталось 31 октября, чтобы надеть самые жуткие костюмы и притвориться, что мы можем бросить вызов пескам времени.
Оригинал статьи можно прочитать здесь.
Больше информации о самых интересных научных открытиях и удивительных исторических фактах читайте на нашем сайте «Совятня».
Интересные новости, советы по здоровью, ответы на популярные вопросы и цитаты великих ученых ищите в Telegram.
Фото: Frepik