Когда речь заходит о вопросе исторического существования Иисуса Христа, миф и факт часто смешиваются воедино.
Итак Иисус – человек, миф или что-то среднее?
Хотя мы не можем комментировать сверхъестественные утверждения о хождении по воде и алхимии красного вина, многие историки сходятся во мнении, что Иисус был живым, дышащим человеком, ходившим по Земле.
Предположим, как и большинство ученых, что Иисус Христос был влиятельным иудейским проповедником, родившимся в Восточном Средиземноморье чуть более 2000 лет назад, жизнь которого была сильно мифологизирована и в конечном итоге легла в основу христианства.
Существует множество письменных источников, подтверждающих этот взгляд на жизнь Иисуса. Наиболее очевидным является Библия. Новый Завет – в частности, четыре канонических Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна – содержит рассказы о жизни Иисуса Христа, включая его рождение, служение, распятие и воскресение.
Однако Новый Завет нельзя рассматривать как безупречный исторический источник. Его основная цель — теологическая, направленная на передачу религиозных и моральных идей, а не на то, чтобы служить точным изложением фактов. Кроме того, в нем много несоответствий, поскольку он был составлен несколькими авторами, каждый из которых имел свои собственные взгляды и намерения. По мере передачи текста он адаптировался и редактировался, чтобы отразить потребности и чувства того времени.
За пределами строго христианских источников историческую фигуру Иисуса можно найти во многих современных греко-римских и еврейских текстах. Некоторые из наиболее уважаемых исходят от еврейского историка Иосифа Флавия (37-100 н. э.) и римского историка Тацита (56-120 н. э.).
Как указано в статье 2015 года в Biblical Archaeology Review, Иосиф Флавий упоминает, что у Иисуса был брат по имени Иаков, и признает его роль влиятельного учителя, который был распят. Тацит подробно описывает возникновение христианского движения в контролируемой римлянами Иудее около первого века нашей эры и описывает казнь Иисуса при правителе Понтии Пилате.
Также есть греческий философ II века Цельс, который считал, что Иисус был подобен фокуснику, делающему дикие заявления, а римский автор Плиний Младший писал о ранних христианах, поклонявшихся Христу «как богу».
В статье Biblical Archaeology Review далее отмечается, что весьма показательно, что большинство нехристианских источников изображают Иисуса как коварного мага, который делал непомерные заявления и вводил массы в заблуждение, однако они никогда не сомневаются в его существовании.
К любому историческому источнику следует относиться с большой осторожностью и скептицизмом, особенно когда речь идет о таком «шкурном риске», как основание мировой религии. Тем не менее, некоторые исследователи утверждают, что нет никаких оснований предполагать, что древние рассказы об Иисусе менее надежны, чем истории о других исторических личностях того времени.
Историк Майкл Грант поясняет в своей книге «Иисус: обзор Евангелий историком»: «Если мы применим к Новому Завету, как и должно быть, те же критерии, которые мы применяем к другим древним писаниям, содержащим исторический материал, мы не сможем отвергнуть существование Иисуса, как не сможем отвергнуть существование массы языческих персонажей, реальность которых как исторических личностей никогда не подвергалась сомнению».
Археологические свидетельства существования Иисуса
Все становится более конкретным, когда ищешь надежные археологические доказательства существования Иисуса: их нет. Многие верующие пытались утверждать, что существуют физические доказательства существования человека, которые сохранились и по сей день, но ничего окончательного (или слишком убедительного) так и не было найдено.
Одним из самых обсуждаемых объектов является Туринская плащаница, льняная погребальная ткань, на поверхности которой, кажется, отпечатался слабый отпечаток распятого человека. Впервые она появилась в исторических записях около 1354 года н. э., когда ее приобрела церковь во Франции, став обязательным пунктом посещения для паломников со всего мира.
Однако существуют значительные сомнения относительно подлинности и возраста объекта. В последние десятилетия для анализа артефакта использовались научные методы, но результаты оказались неоднозначными. Некоторые ученые утверждали, что их работа показывает, что возраст ткани составляет около 2000 лет, что предполагает ее связь с Иисусом. Напротив, более достоверные исследования датируют реликвию примерно 1260–1390 гг. н. э., что заставляет многих считать ее средневековой подделкой.
Существует множество других утверждений о гвоздях и щепках из «Истинного Креста», а также о терновом венце, который был надет во время его казни, однако эти аргументы считаются столь же сомнительными.
Может показаться необычным, что такая влиятельная личность не оставила после себя физических останков, но, как сказал в 2019 году журналу History Барт Д. Эрман, профессор религиоведения в Университете Северной Каролины и автор книги «Существовал ли Иисус? Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета»: «Реальность такова, что у нас нет археологических записей практически ни о ком, кто жил во времена и в месте Иисуса. Отсутствие доказательств не означает, что человек в то время не существовал. Это означает, что он или она, как и 99,99 процентов остального мира в то время, не оказали никакого влияния на археологические данные».
В отличие от императоров, которые оставили после себя возвышающиеся памятники и поля сражений, усеянные скелетами, влияние Иисуса сохраняется силой идей, а не физических останков. Цивилизации возникают и рушатся, но некоторые идеи обладают замечательной способностью сохраняться вопреки всему.
Оригинал статьи можно прочитать здесь.
Больше информации о самых интересных научных открытиях и удивительных исторических фактах читайте на нашем сайте «Совятня».
Интересные новости, советы по здоровью, ответы на популярные вопросы и цитаты великих ученых ищите в Telegram