Влияют ли невзгоды, которым подвергаются дети в раннем возрасте, на развитие когнитивных навыков и психическое здоровье в будущем? Ученые говорят да!
Исследователи из Сингапурского института клинических наук доказали, что дети, подверженные повышенному уровню невзгод в раннем возрасте (ELA), демонстрируют ускоренное развитие мозга в дошкольный период. Этот ускоренный темп развития мозга, который стремится адаптироваться к неблагоприятным обстоятельствам, может привести к более высокому риску неблагоприятных последствий для когнитивного и психического здоровья.
Такая ситуация может развиться, например, в перинатальном периоде, при проблемах с психическим и физическим здоровьем матери во время беременности.
При этом наиболее заметны изменения будут именно в дошкольном периоде, который является важнейшим временным окне, в котором обучение и адаптация, зависящие от опыта, закладывают основу для будущих функций мозга.
Для того, чтобы получить доказательства, ученые определили факторы, которые дети испытывали до рождения, структуру семьи и финансовое положение родителей. Далее исследователи получили МРТ-снимки головного мозга у 549 детей в трех временных точках: в возрасте 4,5, 6,0 и 7,5 лет, что позволило изучить связь между ELA и развитием мозга в продольном направлении.
Поскольку большинство психических расстройств уходят корнями в детство, изучение траекторий развития в лонгитюдном ключе имеет большое значение. В этом исследовании была использована мера, которая сочетает в себе структурную и функциональную связность мозга, чтобы дать представление о связи между структурой мозга и функцией. Эта мера, известная как структурно-функциональная связь (SC-FC), отражает потенциал нейропластичности ребенка, способность мозга адаптироваться и реорганизовываться, чтобы учиться, восстанавливаться после травм и приспосабливаться к новому опыту. Ожидается, что в раннем детстве мозг будет менее специализированным и более адаптивным, что соответствует убывающей траектории SC-FC в детстве.
Исследование показало, что воздействие высоких уровней ELA связано с более быстрым снижением SC-FC в возрасте от 4,5 до 6 лет, что указывает на ускоренное развитие мозга. Этот ускоренный паттерн развития мозга, вероятно, является адаптивным механизмом при воздействии сигналов окружающей среды, который требует «зрелости». Несмотря на то, что это должно быть «защитным механизмом» от неблагоприятных факторов, в долгосрочной перспективе он имеет негативные последствия, поскольку приводит к более короткому окну нейропластичности и адаптивного обучения. Примечательно, что результаты этого исследования указывают на период между 4,5 и 6 годами как на потенциальное окно для раннего вмешательства с целью улучшения исходов для детей, подвергшихся воздействию ELA.
Вывод: Воздействие проблем в раннем возрасте, включая период беременности матери, влияет на темпы развития мозга в детстве. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на будущие результаты когнитивного и психического здоровья.
Оригинал статьи можно прочитать здесь.