Туринская плащаница — многовековая льняная ткань с изображением распятого человека. Это наиболее изученный артефакт в истории человечества.
Миллионы людей считают, что это погребальная ткань, в которую было обернуто распятое тело Иисуса Христа (около 4 г. до н. э. – 33 г. н. э.), но многие другие считают, что это ловкая мистификация.
Тем не менее, до сих пор никто не предложил достоверного объяснения того, как реликвия могла быть подделана. Последнее научное исследование плащаницы указывает на то, что она восходит ко временам Христа.
Существуют разрозненные исторические свидетельства, прослеживающие плащаницу до первого века нашей эры, описывающие, как ткань с изображением была отправлена из Израиля в Эдессу в Турции и оттуда доставлена в Константинополь в 944 году нашей эры. Плащаница была украдена из Константинополя во время четвертого крестового похода (1201-1204), возможно, тамплиерами (ходили слухи, что они почитали изображение на ткани), и привезена в Европу.
В 1973 году ботаник доктор Макс Фей обнаружил в плащанице зерна пыльцы, характерные для северного Иерусалима. Он пришел к выводу, что ткань была обнаружена в северной Иудее, перевезена в Эдессу, а затем в Константинополь. Примерно в то время, когда, как полагают, плащаница попала в Эдессу, в христианской иконографии произошел радикальный сдвиг, в результате которого Иисус стал изображаться с арийскими чертами лица и длинными волосами, точно такими, как на плащанице.
Достоверно задокументированная история этой плащаницы датируется 1354 годом, когда она была выставлена в Лирее на северо-центральной Франции. Приобретенная королевским домом Савойи в 1453 году, она была перевезена в Турин в 1578 году, где и находится с тех пор в Туринском соборе. Право собственности на плащаницу перешло к Католической церкви в 1983 году.
Святые реликвии были большой вещью в Средние века. Части тел святых — некоторые подлинные, многие, вероятно, нет — пересекали Европу. Многочисленные Святые Граали, гвозди и фрагменты креста ходили по кругу. Было подсчитано, что во всех истинных реликвиях креста, находящихся в обращении, было достаточно древесины, чтобы построить торговое грузовое судно.
Но не было никаких реликвий тела Иисуса, потому что он был взят на Небеса в теле. Это вызвало большой спрос на реликвии предметов, тесно связанных с Иисусом. Погребальный саван, в который был завернут Иисус в гробнице, очевидно, был бы высоко ценимой находкой, а погребальный саван с изображением Христа был бы мечтой охотника за реликвиями. Искушение подделать такой саван было бы непреодолимым. Но на сегодняшний день никто не придумал достоверного объяснения того, как Туринская плащаница могла быть подделана.
Слабое коричневатое изображение на льняной ткани изображает изможденного человека ростом от 1,7 до 1,88 м. На теле мужчины имеются отметины, соответствующие распятию Иисуса Христа, описанному в Библии, — следы от шипов на голове, синяки на плечах, рваные раны на спине.
В 1988 году международная группа ученых датировала плащаницу, используя метод определения скорости распада углерода-14. Они пришли к выводу, что ткань была создана между 1260 и 1390 годами нашей эры. Это исключило бы гипотезу о погребальном саване Христа и заставило многих людей отвергнуть плащаницу как искусную средневековую мистификацию. Однако некоторые эксперты оспорили этот вывод по разным причинам и также заявили, что это исследование не было должным образом проконтролировано на предмет поверхностного загрязнения плащаницы.
В последнем исследовании Либерато де Като и других исследователи из итальянского Института кристаллографии применили метод широкоугольного рентгеновского рассеяния для изучения плащаницы. Этот метод анализирует естественное старение льняной целлюлозы, чтобы раскрыть детали структуры льна и его распада с течением времени, что позволяет построить временную шкалу от изготовления ткани. Этот анализ датирует происхождение плащаницы первым веком нашей эры, подтверждая ее подлинность.
Исследователи также обнаружили, что профили данных плащаницы соответствовали профилям израильских полотен периода 55–74 гг. н. э. Но когда плащаницу сравнили с полотнами средневекового периода (1260–1390 гг. н. э.), никакого сходства обнаружено не было.
Тем не менее, подлинность плащаницы еще далека от доказательства. Католическая церковь, которая в настоящее время является официальным владельцем реликвии, не делает никаких заявлений за или против ее подлинности как реликвии Иисуса Христа.
Оригинал статьи можно прочитать здесь.
Больше информации о самых интересных научных открытиях и удивительных исторических фактах читайте на нашем сайте «Совятня».
Интересные новости, советы по здоровью, ответы на популярные вопросы и цитаты великих ученых ищите в Telegram.